
Насколько удобны и приспособлены для повседневной жизни наши улицы, дворы, дома? Комфортно ли современному горожанину в родном городе? В минувшую пятницу в Центральном доме архитектора прошла конференция «Опыт и формирование жилой среды в российских городах», на которой были проанализированы проекты жилых кварталов и комплексов, построенных в последнее десятилетие.
Профессионалы сделали два вывода: по-настоящему комфортное жилье нам только предстоит научиться строить, а поможет в этом, как ни парадоксально, экономический кризис. По крайней мере, архитекторы рассчитывают именно так: замедление темпов нового строительства позволит задуматься о повышении его качества.
Жилье в нашей стране всегда строилось массово, но зачастую без оглядки на человеческий масштаб. На первом месте были экономические показатели: относительно низкая себестоимость и количество сдаваемых в эксплуатацию квадратных метров. В СССР жилье воспринималось как наиболее зримое доказательство преимуществ развитого социализма, и поэтому, когда Европа отказалась от индустриального домостроения, у нас оно стало превалировать.
Жилые дома, возведенные в советский период по индивидуальным проектам, можно пересчитать по пальцам. Да и сегодня нестандартная архитектура – прерогатива сектора дорогого жилья, тогда как многомиллионная армия очередников может рассчитывать лишь на типовые проекты.
«Федеральной программой нам продиктован лозунг «комфортное и доступное жилье», однако насколько оно комфортно не в рамках отдельно взятой квартиры, где все зависит от возможностей и вкуса покупателя, но в рамках квартала и города?» И сам себе отвечает: увы, о продуманности жилой среды в целом сегодня можно только мечтать. Темпы роста объекта инфраструктуры, благоустройства придомовых территорий, организации пешеходных маршрутов и комфортных визуальных связей отстают от собственно домостроения в десятки раз.
Подчеркнем, что архитекторы исходят из нормы 26-28 кв. м на человека – они убеждены в том, что эпоха унизительной коммунальной тесноты, пусть даже в рамках отдельно взятой семьи, закончилась.
Этот благородный посыл, конечно, достоин самого горячего одобрения, но неизбежен вопрос: а возможно ли физически построить такое количество жилья? И дело здесь даже не в отсутствии средств, а в плотности застройки российских мегаполисов. Вспомните те же спальные районы Москвы или Петербурга: «воткнуть» новые дома в них зачастую просто некуда.
По мнению архитекторов, решить эту проблему можно, только кардинально изменив типологические и нормативные требования к жилой застройке. В частности, уйти от ныне существующих жестких норм по инсоляции. Еще одна хитрость, на которую могут решиться застройщики: изменить функциональное назначение строящегося здания, назвав жилой многоквартирный дом апартаментами. Тонкость в том, что отечественное законодательство не считает апартаменты постоянным жильем, а значит, и объекты социальной инфраструктуры не обязательно должны быть в шаговой доступности от дома.
«Сегодня складывается парадоксальная ситуация, – когда тендер может выиграть любая организация, лишь бы она назвала минимальную цену. Получив бюджетные деньги, она часть тратит на откаты, часть – на привлечение профильных специалистов из проектных институтов, для которых разработка концепции ЖК из основной работы превращается в халтуру. О каком же качестве жилой архитектуры можно говорить в этом случае?»
Архитекторы исходили из лишь на первый взгляд забавного постулата: «Машина – член семьи». Действительность же наша и впрямь такова, что без заранее заложенных в проект парковочных мест любая, даже самая красивая придомовая территория после заселения дома мгновенно превратится в стихийный гараж под открытым небом.
«По нашим самым скромным подсчетам, нам предстояло разместить на территории микрорайона 12 тыс. парковочных мест, – рассказал г-н Скокан. – Только так можно было обеспечить новый район и парком, и детскими площадками».
Любопытно и колористическое решение микрорайона: Авангард словно усыпан яркими разноцветными домиками, причем каждый квартал имеет свой собственный «фирменный» тон. К разработке «палитры» проекта был привлечен известный московский художник Иван Лубенников (автор росписи нового вестибюля станции метро «Маяковская). И, пожалуй, трудно не согласиться с тем, что «Остоженке» удалось найти рецепт идеального жилья: невысокая этажность, нескучная цветовая гамма, значительные озелененные территории, достаточное количество парковок. Жаль только, что в Москве, даже при условии упрощения нормативов застройки, возведение таких райских уголков уже невозможно.